Взгляд на проблемы в непосредственной близости от Турции | РИА-Лента
Главная » В Мире » Взгляд на проблемы в непосредственной близости от Турции

Взгляд на проблемы в непосредственной близости от Турции

Оккупация Карабаха нас как нацию крайне огорчила. То, что он до сих пор находится под оккупацией Армении, также всех нас и особенно таких людей, как я, чья семейная родословная происходит из тех регионов, еще более расстраивает.

Нагорный Карабах был оккупирован Арменией по итогам войны с Азербайджаном в 1992 — 1994 годах. В этом регионе была создана Нагорно-Карабахская республика, не признанная ни одной страной и ни одной международной организацией.

Карабахскую проблему не решить скорбью. Ее можно решить благоразумием и усердием. Но здесь возникает загвоздка. Империалистические страны, диктаторы-эксплуататоры, оказывая религиозное давление и используя образование, религию в качестве средства идеологического воздействия, препятствуют рациональному мышлению. Это, в частности, усиливает поддержку армян со стороны Ирана.

КонтекстВойна в Карабахе неизбежнаHaqqin.az26.02.2017«Референдум» в Нагорном Карабахе — провокацияAPA16.02.2017Карабахский тупикArmedia08.02.2017В Карабахской войне Россия поддержала армян и дала им оружие. Несмотря на это, Россия почему-то и сегодня имеет влияние в Азербайджане. Люди до сих пор используют окончания русских фамилий «ов» и «ова». Почему парламент Азербайджана не принимает какой-нибудь закон о фамилиях и не исправляет эту ошибку?

Более того, Азербайджан вместе с Арменией — члены Содружества независимых государств, которое находится под контролем России. Дело в том, что для России не важно, есть ли в Азербайджане демократия. Значение имеют лишь интересы России.

В Иране проживает порядка 25-30 миллионов азербайджанских тюрков. В каком бы ресторане Тебриза вы ни побывали, вы сможете видеть, что все говорят на тюркском языке азербайджанского наречия.

Азербайджанцы в Иране исповедуют ислам шиитского толка. Этот азербайджанский регион, центром которого является Тебриз, называют Южным Азербайджаном. При этом население Азербайджана — 10 миллионов. В Азербайджане также в основном исповедуется шиизм.

Иными словами, между северным и южным Азербайджаном есть национальное и духовное единство. Кроме того, многие иранцы продолжают покупать земли в Армении для ведения фермерского хозяйства. Политически Иран тоже поддерживает Армению. Время от времени в Тебризе и Тегеране проходят акции протеста против «проармянской политики Ирана».

На самом деле в 1941 году Большой Азербайджан был оккупирован Ираном, Великобританией, Советским Союзом и разделен. В 1946 году в Иранском Азербайджане Советский Союз создал национальное правительство Азербайджана. В качестве столицы был выбран город Тебриз. Но с уходом Советов из этого региона взамен на интересы в Восточной Европе Азербайджан был передан западным блоком иранскому государству.

Сейчас поддержка Армении Ираном проистекает из страха перед объединением южного и северного Азербайджана. Иран проводит интенсивную пропаганду в этом направлении. Школы, которые в период Пехлеви вели обучение на азербайджанском языке, были закрыты. Сегодня школ, проводящих обучение на языке азербайджанских тюрков, нет.

В 2010 году в Тебризе две тысячи жителей города вышли на улицы и потребовали права на получение образования на азербайджанском языке.

Религиозного единства никогда не было достаточно для того, чтобы объединить народы. Партия «Мусават», созданная в Азербайджане в 1911 году Мамедом Эмином Расулзаде, проводила политику, основанную на тюрко-исламском синтезе. Тюркизм в идеологии этой партии послужил основой для идеалов Второй конституционной эры в Османской империи. Но борьба османов с другими арабскими мусульманскими государствами на османских землях в это время показала, что тюрко-исламского синтеза достичь не удастся.

В Баку есть мечеть, которая была построена Турцией рядом с тюркской братской могилой. В 2009 году, когда мы отправились ее посетить, мечеть была закрыта. Мы спросили у азербайджанских официальных лиц о причинах закрытия… Нам сказали: «Иран использовал это место как центр «Хезболлы». Мы закрыли мечеть, чтобы спастись от оккупации хезболлистов».

Эсфендер Коркмаз (Esfender Korkmaz) — турецкий ученый, экономист, журналист, политик; колумнист Yeni Çağ.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан