Положение женщин в современном мире и «в мире социализма» 100 лет тому назад | РИА-Лента
Главная » В Мире » Положение женщин в современном мире и «в мире социализма» 100 лет тому назад

Положение женщин в современном мире и «в мире социализма» 100 лет тому назад

Революция в России в октябре 1917 года (100 лет тому назад) под предводительством Ленина заложила фундамент первого в мире и в истории социалистического государства. Это государство зарождалось в противоборстве «не на жизнь, а на смерть» самых разных социальных слоев и групп и привнесло с собой целую социальную революцию. Уничтожение оков рабства и неволи, в которых пребывали женщины, было одним из величайших достижений этой социальной революции. Октябрьская революция очень быстро покончила с церковными нормами брака в России, которые веками являлись основой деспотизма мужа в семье и узаконивали его безграничную власть над женой и детьми.

КонтекстЖенщины против ПутинаOffensiv03.03.2017Путин все наладит!Salon23.01.2017Мужчины во власти боятся женщинИноСМИ15.02.2017Современный мир состоит не только из тех войн, в ходе которых гибнут люди на земле, в воде и воздухе, не только из тех конфликтов, которые делают небезопасной жизнь людей. Добрая половина человечества вовлечена в такие войны, где нет боевых действий как таковых. То притеснение и насилие, которое испытывают современные женщины в самых разных уголках планеты, просто не поддаются описаниям.

Но в социалистических обществах XX столетия, впервые сформировавшихся в СССР и социалистическом Китае, женщины смогли избавиться от духовного и физического гнета. Они подвергались ему со стороны государства, патриархального общества, патриархально устроенной семьи, религии, да и просто со стороны наделенных по отношению к ним властью мужчин. И это стало колоссальным ударом по веками существовавшему внутри человеческих обществ неравенству.

Советский Союз (СССР)

Октябрьская революция 1917 года в России под предводительством Ленина победила, в результате чего впервые в истории было создано социалистическое государство. Хотя это государство создавалось в условиях суровой борьбы за свое существование, вместе с ней в стране происходила колоссальная социальная трансформация. И одним из величайших достижений этой социальной революции стало уничтожение оков рабства и неволи, в которых пребывали женщины. Октябрьская революция решительно покончила с церковными нормами брака в России, которые веками являлись основой деспотизма в семье мужа и узаконивали его безграничную власть над женой и детьми. Процедура развода была значительно упрощена. Был введен равный принцип оплаты за труд. Было организовано предоставление бесплатных услуг по акушерству и приему родов. В прессе и в школах стали оживленно обсуждаться вопросы, связанные с ролью мужчин и женщин в обществе, а также проблемы брака и семьи. В области литературы появилась также научная фантастика, которая стала воплощением новых социальных отношений.

МультимедиаВоспоминание об СССРРусская служба BBC28.12.2016120-летний юбилей МаоИноСМИ26.12.2013Женщины на работеReuters07.03.2017Советский Союз стал первым государством, легализовавшим аборты. При этом, в странах Европы, и особенно в Америке, до сих пор применяются тысячи правовых и религиозных ограничений, связанных с абортом. А в социалистическом государстве все это стало нормой жизни почти сто лет тому назад. Тогда же в большинстве европейских стран женщины не имели права голосовать и принимать участие в выборах. В Америке тех женщин, которые вели борьбу за избирательные права, подвергали преследованиям и репрессиям. Советское государство стало первым, когда были объявлены свободными отношения полов (имеются в виду первые годы существования советской власти — прим. пер.), все народы и нации социалистического государства получили равенство во всех отношениях. При этом в те же самые годы в США обыкновенный брак между «цветным» мужчиной и белой женщиной подвергался уголовному преследованию.

В середине и второй половине 20-х годов ХХ века в государствах Центральной Азии, которые тогда входили в состав Советского Союза, началась массовая борьба против патриархальных традиций, которые также были частью исламских законов, связанных с шариатом. Женщины в этих районах страны были вынуждены считаться с тем, что все браки определялись заранее, и выдавались они замуж взамен выплачиваемого ее семье махра (или калыма — прим. пер.). Социалистическое государство поощряло и поддерживало тех мужчин и женщин, которые были вовлечены в борьбу за распространение грамотности и просвещения. Но в некоторых областях организаторы этой борьбы подвергались нападениям со стороны консервативных сил, действовавших от имени ислама. В 1927 году женские организации в этих странах, которые приобрели уже достаточную силу, инициировали широкомасштабную кампанию за снятие хиджаба. Хиджаб объявлялся ничем иным, как средством угнетения в отношении женщин, способом патриархального контроля над ними, а также элементом, скрывающим и искажающим человеческую идентичность и облик женщины.

Социалистический Китай

Для женщин Китая ослабление оков рабства и их освобождение началось за много лет до победы социалистической революции в этой стране в 1949 году. Оно шло в течение всей длительной «освободительной борьбы китайского народа», начавшейся в 1928 году под руководством Коммунистической партии Китая.

МультимедиаВоспоминание об СССРРусская служба BBC28.12.2016120-летний юбилей МаоИноСМИ26.12.2013Женщины на работеReuters07.03.2017Одной из важнейших целей китайской революции как раз была ликвидация патриархальных порядков. Коммунистическая партия Китая, под предводительством Мао Цзэдуна с самых первых лет революционной борьбы обращалась к этой проблеме, как в теории, так и на практике. Она поднимала женщин на борьбу, чтобы они освободили себя от «четырех властей»: власти режима, власти веры, власти отцов и власти семьи. Освобождение женщин без постоянной и решительной борьбы против всевластия религии и религиозных нравов было невозможно, поскольку конфуцианское учение придавало этим «четырем силам» характер власти законной или «данной свыше» и называла именно их столпами общества. Коммунистическая партия Китая вела борьбу против религии как важнейшей опоры господства в обществе эксплуататорских классов и всевластия государства. Это играло особенно важную роль в 1930-е годы в освобождении китайских сел и проживавших там женщин, а также способствовало росту революционного движения в целом. Борьба за освобождение женщин не была бы эффективной без борьбы против религии, патриархата и патриархального уклада семьи. Мао Цзэдун с самого начала революционной борьбы и социалистической китайской революции постоянно подчеркивал, что не следует потакать отсталому менталитету народных масс. Напротив, освобождение масс нуждается в нанесении удара по самому этому менталитету, как всецело основывающемуся на традициях и потому реакционному. Это дело отнюдь не было мягким и деликатным. Те крестьяне, которые узаконивание развода или передел земли поровну рассматривали как борьбу с религией, вопреки своим классовым интересам выступали против коммунистической партии и даже сами принимали участие в физическом уничтожении многих коммунистов-пропагандистов. Но вместе с тем и партия не отступала перед проявлениями реакционности среди народных масс, действуя, прежде всего, во имя самих же угнетенных.

В ходе так называемой «аграрной революции», которая являлась частью революционной программы, земля перераспределялась между бедными и безземельными крестьянами, а также равным образом между мужчинами и женщинами. Революционная власть во всех основных провинциях вводила новый закон о браке, который стал известен как «закон о разводе». Поскольку на основе этого закона женщины на селе, которых ранее принуждали выйти замуж или которым приходилось это сделать чисто из экономических соображений с последующим попаданием в полную зависимость от мужа, могли получить и землю, и развод. В 1943 году Мао Цзэдун, выступая перед Общенациональным съездом Советов, заявил, что новый порядок бракосочетания — это «одно из величайших достижений и побед в истории человечества». Он также подчеркнул, что свободный и равный брак будет гарантирован только тогда, когда и мужчина, и женщина смогут обладать политической и экономической свободой.

В 1950 году, то есть через некоторое время после победы революции и формирования органов власти Китайской Народной республики, одновременно принимаются два закона. Первым был закон об аграрной реформе, второй — закон о браке. На самом деле, эти два закона уже действовали в течение той самой «освободительной борьбы китайского народа» в освобожденных районах страны, и там, где уже была установлена власть народных советов. Но после полной победы и провозглашения социалистического государства они приняли общенациональный характер.

МультимедиаВоспоминание об СССРРусская служба BBC28.12.2016120-летний юбилей МаоИноСМИ26.12.2013Женщины на работеReuters07.03.2017В этих двух социалистических государствах женщины не считались лишь «объектом» полового влечения со стороны мужчин или же «машиной» для производства потомства. Над ними не довлели ни понятия о девичьей «скромности» и «чести», как не подстерегала их и засада в виде порноиндустрии. Они считались в полном смысле слова людьми, возможности и силы которых были эквивалентны таковым у мужчин, в любой сфере деятельности. Сейчас одного из этих двух социалистических государств более не существует. Нельзя считать социалистическим и второе. Они оба оказались уничтожены мощными силами поднявшей голову буржуазии внутри страны, а извне — подавлены мощью мирового капитала. Однако в течение их недолгого существования он показали всему человечеству, что угнетение и эксплуатация тоже не являются естественным порядком вещей на вечные времена — они тоже могут и должны быть уничтожены.

Сравните бытие женщин в социалистических государствах с положением дел в нашем обществе (речь в данном случае идет об Иране — прим. пер.) и современном мире. Исламская Республика Иран 38 лет назад отметила свое рождение подлинным наступлением на их права и свободы, и в течение этого периода при помощи военной силы навязывала им ношение хиджаба и, словно арканом, душила их средневековыми законами шариата. Ни одна женщина на улицах больших городов Ирана и других мусульманских стран не защищена от сексуальных домогательств и подобных этому страданий, а нарушение исламских норм брака карается смертной казнью. В большинстве этих стран нет права на аборт: за это предусмотрено суровое наказание. А в Соединенных Штатах по статистике каждые 15 секунд женщина подвергается побоям. Примерно каждая из четырех девушек-студенток колледжа в течение обучения страдает либо от изнасилования, либо от сексуальных домогательств. А «порнобизнес» является во всем мире одним из самых выгодных и прибыльных видов предпринимательства.

И когда мы день сегодняшний сравниваем с «социалистическим прошлым», то мы понимаем, что это «прошлое» на самом деле было будущим, о котором мы сегодня можем лишь мечтать. Но борьба за это светлое будущее привносит в нашу жизнь смысл и вдохновение.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан